Оценка Вашего бизнеса

Как оценить стоимость бизнеса,как оценить бизнес самостоятельно? Кто занимается оценкой?

К нам часто звонят владельцы бизнеса с вопросом о том,как оценить бизнес для продажи. В данной статье мы хотели бы вкратце изложить существующие решения по данному вопросу и привести ряд необходимых первоначальных действий который должен выполнить владелец бизнеса для того, чтобы определить приближенную рыночную стоимость своего бизнеса. В настоящее время теория оценки бизнеса находится на этапе сформировавшихся методологий и подходов под определенные сферы бизнеса. То есть универсального способа в оценке бизнеса как такового нету. Поэтому при рассмотрении оценки того или иного бизнеса оценщики (специализирующиеся на услугах оценки бизнеса компании) просматривают ряд подходов и методологий для того, чтобы сделать максимально приближенную конечную стоимость бизнеса. Подробнее информацию об фирмах оценщиках и стоимости их услуг мы расскажем чуть позже, а сейчас приведем ряд методологий который может произвести любой бизнесмен прежде чем решить обращаться к профессионалам. Итак самый простой метод который мы сами часто рекомендуем по телефону это сравнительный подход. Этот метод подходит только для бизнеса связанного с оказанием различных бытовых услуг населению. Часто такой бизнес вносят в категорию малого бизнеса. Это парикмахерские, студии загара, автомойки на 1-2 поста, магазины розничной торговли продуктами питания, зоомагазины, небольшие стоматологии и так далее.

1. Сравнительный (рыночный) подход

Данный подход основан на использовании данных о компаниях-аналогах. В данном случае используются следующие показатели доходов к цене продажи:

  • чистый объём продаж
  • чистый доход до и после уплаты налогов
  • валовый денежный поток
  • чистый денежный поток

То есть суть метода проста, Вы ищете предложения подобные Вашему бизнесу на нашем портале, выписываете часть характеристик по бизнесу и их стоимость, рассчитываете средние значения характеристик и запрашиваемые цены на продажу, после чего приводите эти данные к своему бизнесу и тем самим видите приблизительную рыночную стоимость. После этого публикуете свой бизнес на продажу в нашем портале и корректируете финансовые данные уже согласно вопросам от покупателей бизнеса. Нередко бывают случаи когда предприниматели поднимают стоимость бизнеса после общения с покупателями.

Если же у Вас нет времени делать оценку бизнеса на сравнительном анализе, то для малого бизнеса подходит следующая простая формула:

Стоимость бизнеса = Прибыль в месяц * 12 месяцев. То есть, если у Вас прибыль в месяц 30 тысяч рублей, то свой бизнес Вы вполне можете продать за 360 тысяч рублей без учёта активов. Под активами понимается коммерческая недвижимость, оборудование и прочие материальные средства которые имеют конечную рыночную стоимость.

Рассмотрим теперь подходы которые используются для оценки стоимости среднего и крупного бизнеса. В данном случае нет простых решений и мы бы уже рекомендовали Вам обращаться к профессионалам оценщикам. Приведем лишь названия этих подходов, чтобы показать насколько они сильно зависят от различных факторов и сфер бизнеса.

2. Инвестиционная стоимость.

Оценка бизнеса получаемая на запросы от конкретного инвестора. В данном случае рассматривается доходность инвестиций и риски. Конкретного инвестора преследуют цели получения прибыли с покупаемого бизнеса с последующей его перепродажей, поэтому заявленная цена не будет выше чем его конечная прибыль в принципе. Поэтому инвестор покупает по одной цене, а бизнесмен расширяющий свою сферу влияния по другой.

3. Затратный подход или подход, основанный на активах.

Данный подход использовался в период первых приватизаций российских предприятий. По данному методу мы много чего написать не сможем, так как это требует от нас специфических знаний которые не входят в нашу сферу интересов, но само название методологии говорит само за себя. Стоимость бизнеса исходит их стоимости актива при учете того что разная стоимость актива может приносить и разную прибыль. Актив на 100 рублей может приносить 1000 рублей. А актив на 1000 рублей только 1200 рублей.

4. Ликвидационная стоимость.

Данная стоимость рассчитывается как разница между валовой выручкой от продажи активов и затратами, связанными с ликвидацией и распродажей активов, то есть это чистая выручка от продажи активов ликвидируемого предприятия. Достаточно интересный подход с точки зрения бизнесмена, не правда ли? Получается покупать убыточные компании тоже выгодно.

5. Доходный подход.

Смысл такого подхода в установлении перспективного дохода от функционирования бизнеса. То есть по сути если мы сами верно понимаем, продают бизнес за предполагаемый возможный доход. То есть возможная прибыль по теории.

Есть ещё много много других подходов в оценке стоимости бизнеса, где уже просто кратким изложением не опишешь и не расскажешь, так как они включают в себя сложные математические формулы (например как оценить бизнес идею) и терминологию, без знания которых сложно что либо понять.Можем лишь сказать, что средняя стоимость оказания услуг в компаниях занимающихся оценкой составляет от 100 000 рублей до 300 000 рублей.